Педагогика сетевых сообществ развивается в тесной
связи с сетью Интернет и напрямую зависит от состояния и концепций развития Всемирной
Паутины. Современная концепция развития паутины получила название Веб 2.0. Веб
2.0 (Web 2.0) – второе поколение сетевых сервисов, действующих в Интернете. В
отличие от первого поколения сервисов, Веб 2.0 позволяет пользователям работать
с сервисами совместно, обмениваться информацией, а также работать с массовыми
публикациями (на основе веб-приложений социальных сервисов). Появление термина
Веб 2.0 принято связывать со статьёй «Tim O'Reilly – What Is Web 2.0» от 30
сентября 2005 года, впервые опубликованной на русском языке в журнале
«Компьютерра» (NoNo 37 (609) и 38 (610) и затем выложенной под заголовком «Что
такое Веб 2.0» веб-сайтом «Компьютерра online». В этой статье Тим О'Рейли связал
появление большого числа сайтов, объединенных некоторыми общими принципами, с
общей тенденцией развития интернет-сообщества, и назвал это явление Веб 2.0, в
противовес «старому» Веб 1.0.
Веб
2.0 с точки зрения программиста:
1. AJAX – Asynchronous JavaScript and XML -
«асинхронный JavaScript и XML»; это подход к построению интерактивных
пользовательских интерфейсов веб-приложений. При использовании AJAX веб-страница
не перезагружается полностью в ответ на каждое действие пользователя. Такой
подход позволяет создавать намного болееудобные веб-интерфейсы.
2. Открытые общественные веб-сервисы API. (англ.
Application Programming Interface, API]) – набор методов (функций), который программист
может использовать для доступа к функциональности другой программы, модуля,
библиотеки). Открытость API позволяет создавать смешанные (mashup) гибридные
сервисы, которые предоставляют пользователям дополнительные возможности.
3. Веб-синдикация RSS. Одновременная публикация
одного и того же материала на различных страницах или веб-сайтах. Для этого
используются веб-потоки, также называемые RSS-потоками, содержащие заголовки
материалов и ссылки на них.
Веб
2.0 с точки зрения пользователя:
1. Возможность пользователям самим наполнять сайты
содержимым. Пользователи сами могут добавлять к сетевому контенту дневники,
статьи, фотографии, аудио и видео записи, оставлять свои комментарии,
формировать дизайн своих страниц. Не случайно журнал Time назвал «Человеком
года» людей, использующих сервисы Веб 2.0 и активно пополняющих сеть новым
содержанием.
2. Постоянные ссылки на опубликованные материалы.
Малоприметная, но очень важная особенность, благодаря которой существенно возрастает
значение каждого действия и каждого слова, опубликованного в сети. Теперь мы
всегда можем вернуться и посмотреть на действия, которые человек совершал в
прошлом. У учебного сообщества появляется возможность отслеживать индивидуальные
и групповые истории поведения. Это чрезвычайно важно для формирования
долговременных отношений между людьми.
3. Метки как средство решения классификационных
задач. К каждой закладке ее владелец может добавить название, краткое описание
и ключевые слова, метки-категории облегчающие процесс дальнейшего поиска.
Использование меток обеспечивает возможность фолксономии – народной
классификации. Термин используется как противоположность таксономии – научной
классификации. Благодаря цифровой революции мы обнаружили, что традиционная иерархия
знаний, которая так успешно служила нам раньше, не работает так же успешно в
мире цифровых технологий. Теперь наступает трудный период освоение новых
способов неиерархического построения документов, классификаций и самого знания.
Народная классификация делается и творится людьми – всеми нами. Мы никогда не знаем
заранее, какой тэг или какое название статьи выживут, привлекут наибольшее
внимание и станут общепринятыми. Это сфера или бульон культуры, в котором тэги
или мимы конкурируют за наше внимание. Некоторые принимаются и остаются,
некоторые погибают. Непосредственно к самому объекту можно прикрепить
специальную метку или тэг (tag).
4. Визуализация динамических отношений, которые
существуют между участниками сетевых сообществ, категориями статей, отдельными
статьями, фотографиями, рисунками и медиа-объектами. Благодаря визуальным
сервисам мы можем понимать и показывать своим ученикам отношения между
серверами, статьями и даже мыслительными категориями. На следующем рисунке представлена
карта связей между веб-серверами, которую в реальном времени рисует сервис
TouchGraph.
Социальные сервисы Веб 2.0 – это современные
средства, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия.
Эти групповые действия включают:
•
персональные действия участников и коммуникации участников между собой
•
записи мыслей, заметки и аннотирование чужих текстов (Живой журнал, блог или
ВикиВики)
•
размещение ссылок на интернет-ресурсы и их рейтингование (БобрДобр)
•
размещение фотографий (Фликр, Фотки.ру)
• размещение книг (возможны иллюстрации)
(Скрибд)
•
видеосервисы (Ютьюб, Социальная сага, видеоблог)
•
компиляция на одной странице «сборной солянки» из различных интернет сервисов
•
географические сервисы (Земля Гугл, Викимапия) и сервисы на их основе (т.н.
мэшапы (от англ. «mash up») (Панорамио – отображение фотографий Фликр на Картах
Гугл, моделирование объектов в 3D (Скетчуп))
•
обмен сообщениями (мессенджеры, электронные RSS-рассылки, Скайп)
Сервисы
Веб 2.0 поддерживают самопроизвольный путь развития сообществ, когда они не
создаются по указанию сверху, а складываются снизу-вверх из небольших усилий
множества формально независимых участников. Участники социальной сети могут
совершать простые действия по созданию или выбору наиболее интересных статей,
фотографий или аудиозаписей. Членство в сообществе является добровольным,
репутация основывается на доверии участников сообщества, а направление и задачи
сообщества складываются из поведения отдельных участников. Для группы плохо,
если человек использует свои мыслительные ресурсы и информационные сервисы
исключительно в личных целях. В этом случае он занят только приведением в
порядок своих собственных мыслей, записей и закладок, к которым у остальных нет
доступа. Еще хуже, если человек использует информационные возможности только для
коммуникаций. В этом случае он использует и свои и чужие мыслительные и
временные ресурсы только для общения.
Социальные сервисы и деятельности внутри сетевых
сообществ открывает перед педагогической практикой следующие возможности:
• Использование открытых, бесплатных и свободных
электронных ресурсов. В результате распространения социальных сервисов в сетевом
доступе оказывается огромное количество материалов, которые могут быть
использованы в учебных целях. Сетевые сообщества обмена знаниями могут поделиться
своими коллекциями цифровых объектов и программными агентами с образованием.
• Самостоятельное создание сетевого учебного
содержания. Новые сервисы социального обеспечения радикально упростили процесс
создания материалов и публикации их в сети. Теперь каждый может не только
получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании
собственного сетевого контента.
Сегодня новый контент создается миллионами людей.
Они, как муравьи в общий муравейник, приносят в сеть новые тексты, фотографии,
рисунки, музыкальные файлы.
• Освоение информационных концепций, знаний и
навыков. Среда информационных приложений открывает принципиально новые возможности
для деятельности, в которую чрезвычайно легко вовлекаются люди, не обладающие
никакими специальными знаниями в области информатики. Новые формы деятельности
связаны как с поиском в сети информации, так и с созданием и редактированием
собственных цифровых объектов – текстов, фотографий, программ, музыкальных
записей, видеофрагментов. Участие в новых формах деятельности позволяет
осваивать важные информационные навыки – повторное использование текстов и
кодов, использование метатегов и т.д.
• Наблюдение за деятельностью участников сообщества
практики. Сеть Интернет открывает новые возможности для участия школьников в
профессиональных научных сообществах. Цифровая память, агенты и сеть удивительно
расширяют не только наши мыслительные способности, но и поле для совместной
деятельности и сотрудничества с другими людьми.
Немає коментарів:
Дописати коментар